What is financial consulting

The concept of “consulting” appeared in the lexis of the inhabitants of Central and Eastern European countries in the late 90s. This word means providing advisory services of a different nature. In Western countries, such concepts as “financial consultant”, “consulting” appeared much earlier, but this also has its advantages, since Ukrainian entrepreneurs have an excellent opportunity to adopt foreign experience, already tested in practice, adapting it to local business realities.

Who is a financial adviser

It is a popular service that means providing up-to-date information, applicable strategies to make your business more efficient. Professional financial consulting means the following:

  • The ability to take into account the specifics of a particular business, field of activity: agriculture, services, industry, trade in raw materials, production of equipment and special machines, medicines, etc.
  • Analysis of the business financial aspect, identification of strengths and weaknesses. It will help to construct a correct strategy.
  • Setting goals for the medium, short and long term. Yes, considering the actual state of things, entrepreneurs are not always able to implement all the recommended changes quickly, just in a few weeks or months after conducting financial consulting. It requires certain material costs, time, personnel training. Therefore, in most cases, such changes are implemented gradually, stage by stage.
  • Independence. A financial advisor is an independent person. Predominantly, he is not an employee of the company, and isn’t connected personally with the business of the enterprise, which allows him to immerse himself in this area and offer the most effective solutions and developments.

Main directions in financial consulting

https://lh4.googleusercontent.com/0st5d-lD98pzcXzrxxOf6S3PEzDjKHgsUw0qY30mGdEwp7mffUCJmd1eO3cHaEc19vjWprclz_H3Xmfs4O-8gdffbIZUNW5l2DlxW5N7j8SVMmAEEKnmYGXV_VLp_v6Q0Cuv78Xt=s0

Areas of activity are conditionally a vector of movement, which depends on the goals and objectives. The financial adviser evaluates investment projects. This is one of the areas, which are relevant to many entrepreneurs. It is important to consider the investment potential of a business objectively, to assess the costs and benefits. The following table also says a lot about the directions in financial consulting:

Capital ManagementIn business, funds are divided into internal and borrowed. The financial consultant evaluates the leverage ratio and gives recommendations on additional fund-raising in the form of loans, credits
Considering the current situationThis is one of the primary directions. A true picture of situation will make it possible to understand the prospects and direction the enterprise, the organization will follow. The staffing situation, investment background and other factors are also evaluated.

And also, it is important to work out an accounting system. This problem is especially urgent for new companies that have just started their business activities. It is much easier to organize financial control immediately at the first stages, rather than later to put in order the financial activities of the company, which were conducted with many violations.

The main stages in financial consulting

Any consulting procedure, and financial consulting is also no exception, implies adherence to stages, that is, operating procedures. There are not so many of them, but each one is essential:

  • Drawing up a true picture, analyzing the situation. A consultation is held, a financial consultant asks for information about the state of the company, the current situation in the financial and related areas. It is necessary to define the goals and objectives of such partnership clearly and make a specific list of accounting and other financial records that must be provided for a financial advisor to complete a full analysis.
  • After studying the information, the problem will be identified, and the advisor begins to draw up a strategy aimed at overcoming the identified problems. All of this is balanced with the goals and objectives that were announced at the first stage.
  • Established strategies, projects, plans are transferred to the client. The financial advisor explains the details of their implementation. If there are questions regarding the implementation of recommendations and strategies, then they should be discussed at this stage.
  • The final stage in consulting, logistics or in another area will be the implementation of advice and strategies. It often takes place under the supervision of a financial advisor who controls the situation in the company after conducting an audit and consulting.

Yes, these stages may seem very simple, not implying any difficulties, but in fact, there is a huge amount of work behind each of them. Therefore advisers know that these stages of consulting include sub-stages. Thus, the operating procedures are much more complicated, with the need to analyze many details and nuances of each specific business.

More details about financial consulting in logistics

Engaging financial advisors in the logistics industry is also appropriate. For example it may concern the performance analysis of warehouses, equipment, information systems technologies, the analysis of staff performance. The task of any financial adviser is to minimize the costs of logistics activities. Logistic activity consists of several links, and each link means time and material costs, output and efficiency. It is them that the financial advisor assesses, allowing the logistics of the enterprise to be more flexible, adapted to realities, and less costly.

Diagnostics of the entire enterprise logistics system and related field is carried out. The prospecting and non-prospecting logistization areas are identified. Post-project support of the company’s business is also essential and it is then that we can talk about an integrated approach and the maximal result. Sometimes the desire at all costs to reduce financial expenses in logistics negatively affects safety, grading risks. So, you can reduce costs, for example, by abandoning insurance, introducing control and accounting systems, and even monitoring at warehouses. But such cost cutting significantly increases the risks of theft of goods, incorrect accounting, property damage and it will not ensure properly organized control over the company staff performance, which also increases the risk of financial losses.

When is financial consulting the most appropriate

Generally speaking, financial consulting in logistics and in other areas is appropriate at any time, at any stage of business development, when it is necessary to optimize processes, to get a true picture of what is happening. But it is believed that there are some stages, moments when inviting a financial advisor will be the most appropriate. The following table will help you understand this:

The moment of taking a decision about business expansion This can be the emergence of points of sale, expansion of production or international expansion.
If the check by regulatory authorities is plannedA field tax inspection can be called a classic. In this case, preliminary consulting, audit is required

Also, managers often want to check proficiency of the accounting specialists, who prepare financial statements, write invoices, and conduct an inventory.

What are the requirements for financial advisors

There is a minimum of requirements for advisors and consultants who offer services in this area. The expert must have a university degree, a good reputation, knowledge in theoretical and practical basis. There are other requirements as well:

  • Understanding specific features of a particular business.
  • Having legal knowledge, including law enforcement practice, prevailing precedents in arbitration and litigation.
  • Taking into account international standards, foreign experience, which will be substantial advantage, allowing to minimize costs as much as possible and introduce advanced accounting and control systems.
  • The financial advisor should be able to assess how information technology is implemented and how rationally it is used, as well as programs that minimize manual worker activities. All information about the logistics chains goes to a common database.

The specialist must be able to work quickly and not paralyze the company’s operation. By explicit or implicit features, he makes a true picture of the situation, draws conclusions and makes recommendations, reporting immediately. The involvement of advisers, auditors in the field of logistics should not complicate the work of the company or prevent employees from performing their direct duties.

Effective approaches to consulting in logistics

The concept of “quality” will probably differ among certain specialists. Unfortunately, in this market segment, there is such a situation that at the end of the events some advisors literally swam the customer with theoretical information. As a result, the client receives not specific recommendations or practically applicable strategies, but abstracts containing many specialized and unclear terms. Such work cannot be classified as high-quality or useful. Yes, difficulties may emerge, because sometimes companies do not have full financial statements or there is no information about the logistics system, performance of the planning and economic, marketing department. Therefore, a financial advisor often acts as an auditor, collecting information anew, structuring it.

https://lh5.googleusercontent.com/ebL00F4GN1F7fEDtNAC9cbxHwW35fakZEzDKW-CEulmdPElcNBm8YD2ge9-EtU2-o_vkp94nEjsymNcg6_0HKcHcmN2Oj7vshkv8q9avUHnLc0wUGHewk93kVZE7D9GJdP7z5Abv=s0

It is objective information that will become the key to the success of financial consulting in logistics or in another area. Sometimes it is more advisable to invite experts working in different directions to the team. The performance of technical staff, which directly generates information flows, is also analyzed. The procedures for data collection, processing and systematization are analyzed. It is not always possible to implement advanced technological solutions, because the company lacks the appropriate material base. Even basic software is not available in all businesses. It means that it will be impossible to collect, transmit, process information effectively.

The key to success will be knowledge in production technologies, that is, taking into account the nuances of a particular enterprise. As practice shows, financial advisors are able to solve another important problem effectively – keeping commercial secret. The financial information of the company is also of great value. Trade secrets, business performance reports must not be passed on to third parties. Therefore, the task of the advisor is to elaborate recommendations for the information security of the business.

Sometimes, in order to minimize costs, it is recommended to outsource some areas of the company’s business. This completely applies to logistics, client interaction, warehouse operation, cargo transportation, and other areas. There is no doubt that the requirements for financial advisors will continue to grow. Such trend is observed all over the world. This occupation requires responsibility, which implies the necessity for constant enhancement of education. This is compensated by the fact that the salary of professionals employed in this area is one of the highest. Representatives of small, medium and large businesses apply for services, including holdings, trading houses, retail trade networks.

Людмила Логистик УКР

Эксперт в сфере транспорта и логистических процессов НАН Украины. Участница экспертной рады при министерстве транспорта и инфраструктуры

Leave a Reply

Что такое финансовый консалтинг

Понятие «консалтинг» появилось в лексиконе в жителей стран Центральной и Восточной Европы в конце 90-ых годов. Это выражение означает оказание консультативных услуг разного характера. В странах Запада такие понятия, как «финансовый консультант», «консалтинг» появились гораздо раньше, однако это имеет и свои преимущества, поскольку украинские предприниматели имеют прекрасную возможность перенимать зарубежный опыт, уже апробированный на практике, адаптируя его к местным бизнес-реалиям.

Кто такой финансовый консультант

Это популярная услуга, которая означает предоставление актуальной информации, применимых на практике стратегий, позволяющих сделать бизнес более эффективным. Профессиональные финансовые консультанты, оказывающие подобные услуги — это значит следующее:

  • Возможность учесть специфику конкретного бизнеса, сферы деятельности: сельское хозяйство, сфера услуг, промышленность, торговля сырьём, производство оборудования и спецтехники, медикаментов и прочее.
  • Анализ финансового аспекта бизнеса, выявление сильных и слабых сторон. Из этого и будет выстраиваться правильная стратегия.
  • Выстраивание целей среднесрочного, краткосрочного и долгосрочного характера. Да, учитывая реальное положение дел, не всегда предприниматели могут быстро, буквально в считанные недели или месяцы после проведения финансового консалтинга внедрить все рекомендуемые изменения. Это требует определенных материальных затрат, времени, подготовки персонала. Поэтому в большинстве случаев подобные изменения внедряются плавно, этап за этапом.
  • Независимость. Финансовый консультант — это независимое лицо. В подавляющем большинстве случаев он не является сотрудником компании, никак не связан лично с бизнесом предприятия, что позволяет ему полностью окунуться в данную сферу и предложить самые эффективные решения, наработки.

Главные направления в финансовом консалтинге

Направления деятельности — это условно вектор движения, что зависит от целей, задач. Финансовый советник производит оценку инвестиционных проектов. Это одно из направлений, оно актуально для многих предпринимателей. Важно объективно рассмотреть инвестиционный потенциал бизнеса, оценить эффективность подобной отдачи. Также многое скажет о направлениях в финансовом консалтинге следующая таблица:

Управление капиталомВ предпринимательстве средства делятся на собственные и заемные. Финансовой консультант оценивает соотношение заемных и собственных средств, из этого будут даны рекомендации относительно дополнительного привлечения денег в виде займов, кредитов
Учет текущего состояния делЭто одно из первостепенных направлений. Объективная картина происходящего позволит понять, каковы перспективы и в каком направлении предприятие, организация будет двигаться дальше. Оценивается и кадровая ситуация, инвестиционный фон и другие факторы

А еще, важно проработать систему бухгалтерского учёта. Особенно насущной является данная проблема для новых компаний, которые только начали свою деловую деятельность. Гораздо проще сразу организовать финансовый контроль на первых этапах, нежели впоследствии приводить в порядок финансовую деятельность компании, которая велась с множеством нарушений.

Основные этапы в финансовом консалтинге

Любая процедура консалтинга, и финансовый консалтинг тоже не исключение, подразумевает соблюдение этапов, то есть алгоритмов действия. Их не так много, но каждый из них существенен:

  • Составление объективной картины, анализ ситуации. Проводится консультация, финансовый консультант запрашивает сведения относительно состояния компании, текущей ситуации в финансовой и смежных сферах. Обязательно чётко обозначить цели, задачи подобного партнёрства и составить конкретный перечень бухгалтерских и прочих финансовых документов, что должны быть предоставлены для проведения полноценного анализа финансовым советником.
  • После изучения информации будет выявлена проблема, и советник приступает к составлению стратегии, направленной на преодоление выявленных проблем. Всё это координируется с целями и задачами, что были озвучены на первом этапе.
  • Готовые стратегии, проекты, планы передаются клиенту. Финансовый советник объясняет нюансы их внедрения на практике, реализацию. Если есть вопросы относительно внедрения на практике рекомендаций и стратегий, то они должны быть обсуждены именно на этой стадии.
  • Заключительным этапом в консалтинге, логистике или в другой сфере станет реализация советов, стратегий. Нередко реализация, то есть воплощение на практике, происходит под наблюдением финансового советника, который контролирует ситуацию в компании после проведения аудита, консалтинга.

Да, эти этапы возможно покажутся очень простыми, не подразумевающими каких-то сложностей, но на самом деле за каждым из них стоит огромный объем работ. В свою очередь, финансовые советники знают, что данные этапы консалтинга подразумевают и подэтапы. Таким образом алгоритм действий гораздо более сложен, с необходимостью анализа множества деталей и нюансов каждого конкретного бизнеса.

Подробнее о финансовом консалтинге в логистике

Привлечение финансовых советников в сферу логистики тоже уместно. Это может касаться, например, анализа работы складских помещений, оборудования, технологий информационных систем, анализ деятельности сотрудников. Задачей любого финансового советника является оптимизация расходов на логистическую деятельность. Логистическая деятельность состоит из нескольких звеньев, и каждое звено означает временные и материальные затраты, отдачу, результативность. Именно их и оценивает финансовый советник, позволяя логистике предприятия быть более гибкой, адаптированной к реалиям, менее затратной.

Проводится диагностика всей логистической системы предприятия, смежных областей деятельности. Выявляются перспективные и неперспективные сферы логистизации. Постпроектное сопровождение бизнеса компании тоже неотъемлемый этап, и именно тогда можно говорить о комплексном подходе и максимальном результате. Иногда стремление во что бы то ни стало уменьшить финансовые траты в логистике негативным образом сказывается на безопасности, нивелировании рисков. Так, снизить затраты можно, например отказавшись от страхования, внедрения систем контроля и учета и даже наблюдения на складах. Но подобная экономия существенно повышает риски хищения товара, неправильного учёта, порчи имущества и не обеспечит должным образом организованный контроль за деятельностью сотрудников компании, что тоже повышает риски финансовых потерь.

Когда наиболее уместен финансовый консалтинг

Если говорить в общем, то финансовый консалтинг в логистике и в других сферах уместен в любое время, на любом этапе развития бизнеса, когда необходимо оптимизировать процессы, получить объективную картину происходящего. Но считается, что есть некоторые этапы, моменты, когда приглашение финансового советника будет максимально уместным. Понять это поможет следующая таблица:

Момент принятия решения о расширении деятельностиЭто может быть появление точек сбыта, расширение производственной деятельности или выход на международный рынок
Если планируется проверка контрольно-надзорных органовКлассикой можно нарисовать выездную проверку со стороны налоговых органов. В таком случае предварительный консалтинг, аудит необходимы

Также руководители часто желают знать, насколько компетентны специалисты в бухгалтерии, составляющие финансовые отчёты, выписывающие накладные документы, проводящие инвентаризацию.

Каковы требования, предъявляемые к финансовым советникам

Есть минимум требований, предъявляемых к советникам, консультантам, предлагающим услуги в данной сфере. Специалист должен иметь законченное профильное образование, хорошую репутацию, знание теоретических и практических основ. Существуют и другие требования:

  • Понимание специфики конкретного бизнеса.
  • Наличие юридических познаний, в том числе правоприменительной практики, сложившихся прецедентов в арбитражном и судебном процессах.
  • Учет международных стандартов, зарубежного опыта, что будет существенным плюсом, позволяя максимально оптимизировать издержки, внедрить передовые системы учёта и контроля.
  • Финансовый советник должен быть способен оценить и то, как внедряются и насколько рационально используются информационные технологии, а также программы, позволяющие минимизировать деятельность работников в ручном формате. Вся информация о цепочках логистики поступает в общую базу данных.

Специалист должен быть способен работать быстро и не парализовать деятельность компании. По прямым или косвенным признакам он составляет объективную картину происходящего, делает выводы и сразу составляет рекомендации, отчетность. Привлечение советников, аудиторов в сфере логистики не должно затруднять работу компании, мешать сотрудникам выполнять свои прямые обязанности.

Качественные подходы к консалтингу в логистике

Понятие «качество», возможно, будет разниться у тех или иных специалистов. К сожалению, в данном сегменте рынка наблюдается такая ситуация, что некоторые советники по окончании мероприятий буквально заваливают заказчика обилием теоретической информации. В результате клиент получает не конкретные рекомендации, практически применимые стратегии, а рефераты, содержащие множество специализированных и не совсем понятных терминов. Такую работу нельзя отнести к категории качественной, практически полезной. Да, иногда возникают сложности, поскольку порою в компаниях нет полноценной финансовой отчётности, нет информации о логистической системе, деятельности планово-экономического, маркетингового отдела. Поэтому финансовый советник часто выступает и в роли аудитора, собирая информацию заново, структурируя ее.

Информация — основа для создания рекомендаций

Именно объективная информация станет залогом успеха финансового консалтинга в логистике или в другой сфере. Иногда целесообразнее приглашать в команду специалистов, работающих по разных направлениям. Анализируется и деятельность технического персонала, который непосредственно формирует информационные потоки. Анализируются процедуры сбора данных, их обработки, систематизации. Далеко не всегда продвинутые технологичные решения можно воплотить в жизнь, потому что в компании отсутствует соответствующая материальная база. Даже обычное программное обеспечение базового уровня присутствует не на всех предприятиях. А значит, не удастся эффективно собирать, передавать, обрабатывать информацию.

Залогом успеха станет и знание технологий производства, то есть учет нюансов деятельности конкретного предприятия. Финансовые советники, как показывает практика, способны эффективно решить и другую важную задачу — сохранение коммерческой информации. Финансовые сведения компании тоже представляют собой большую ценность. Коммерческая тайна, отчёт о показателях деятельности бизнеса не должны попасть к третьим лицам. Поэтому задачей советника является и разработка рекомендаций по информационной защите бизнеса.

Порой для оптимизации расходов некоторые сферы деятельности компании рекомендуется вывести на аутсорсинг. Это в полной мере касается и логистики, взаимодействия с клиентами, работы склада, транспортировки грузов, других сфер. Несомненно, требования, предъявляемые к финансовым советникам, будут расти. Такая тенденция наблюдается во всём мире. Эта профессия ответственная, подразумевающая необходимость постоянного повышения образования. Это компенсируется и тем, что зарплата профессионалов, занятых в данной сфере, является одной из самых высоких. За услугами обращаются представители малого, среднего и крупного бизнеса, в том числе и холдинги, торговые дома, розничные торговые сети.

Людмила Логистик УКР

Эксперт в сфере транспорта и логистических процессов НАН Украины. Участница экспертной рады при министерстве транспорта и инфраструктуры

Добавить комментарий